Главная » 2016 » Сентябрь » 21 » Наводим порядок в осуществлении охранной деятельности
Наводим порядок в осуществлении охранной деятельности

    В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 08.11.2006 года №175-3 «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон), Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Положение) охранная деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется государственными органами, предприятиями, учреждениями независимо от форм собственности, на основании специального разрешения (лицензии) или Департаментом охраны МВД Республики Беларусь.

    Законом установлены особые требования, предъявляемые к работникам охраны организаций и предприятий.

    Работниками охраны могут быть совершеннолетние граждане, не имеющие судимости и не состоящие на учете у психиатра и нарколога, не лишенные и не ограниченные в дееспособности, не состоящие на профилактическом учете в РОВД в связи с противоправным поведением, в отношении которых не аннулировалось разрешение на хранение и ношение оружия, по профессиональным навыкам годные к выполнению должностных обязанностей. Работники охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра.

    Для того, чтобы организация могла получить лицензию, в своем штате она должна иметь не менее трех работников, соответствующих предъявляемым законодательством требованиям и непосредственно осуществляющих охранную деятельность, работа у данного нанимателя должна быть для них основной. Работники обязаны пройти оценку знаний не позднее двух месяцев со дня приема их на работу. Перечень тем для оценки знаний размещается на официальном сайте Департамента охраны в разделе «Лицензирование».

    Вместе с тем законодательство позволяет не получать лицензию для осуществления охраны принадлежащих юридическому лицу объектов при реализации работниками охраны организации исключительно прав и обязанностей, указанных в части 3 пункта 380 Положения. Но в таком случае противодействовать совершению противоправных действий, незаконных проникновений на охраняемые объекты, производить задержание нарушителей, требовать соблюдения пропускного и внутри объектового режимов на охраняемых объектах работники охраны не могут. Кроме этого, они не вправе осуществлять досмотр транспорта, вещей и документов лиц, выезжающих (выходящих) с охраняемой территории, что влечет за собой бесконтрольность перемещения материальных ценностей. Соответственно, в случае совершения хищений и краж основной груз ответственности будет нести руководитель юридического лица за неприятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

    В ряде случаев отсутствие лицензии на охранную деятельность не означает осуществление субъектами хозяйствования охранной деятельности в рамках пункта 380 Положения.

    Изменение должностных инструкций работников охраны, путем исключения из них прав и обязанностей, предусмотренных в абзацах втором-четвертом, восьмом-одиннадцатом части первой статьи 15, абзацах третьем, пятом, седьмом статьи 16 Закона, с целью осуществления охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) свидетельствует о неверном понимании руководством субъектов хозяйствования отдельных аспектов охранной деятельности, требований действующего законодательства о лицензировании, в том числе по вопросам применения юридическими лицами пункта 380 Положения, и ответственности за нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности.

    Сокращение штата сторожевой охраны до двух и менее работников либо отсутствие работников необходимой квалификации при наличии пропускного и (или) внутри объектового режимов также не является законным и достаточным основанием для осуществления охранной деятельности без наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления охранной деятельности.

    Следует отметить, что за безлицензионную деятельность, нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности предусмотрена административная ответственность по ст. 23.57 КоАП Республики Беларусь со штрафными санкциями до 100 базовых величин.

    На сегодняшний день проводимая работа по лицензированию охранной деятельности находит поддержку и понимание со стороны юридических лиц. Их руководители стали больше внимания уделять вопросам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей, на практике убедившись, что процесс лицензирования позволил обеспечить более качественный подбор работников охраны. Повсеместно определяются должностные лица, ответственные за данный участок работы, разрабатываются их функциональные обязанности. В результате исключается возможность участия в охранной сфере лиц, которые по своим моральным и деловым качествам не могут выполнять охранные функции. Все это повышает роль работников ведомственной охраны в обеспечении сохранности объектов (имущества), а также в предупреждении, пресечении и раскрытии правонарушений.

Татьяна Жлобо, специалист по лицензированию лицензионно-контрольной группы Мостовского отделения Департамента охраны МВД Республики Беларусь